Информация о фильме Название: Долгая счастливая жизнь Год выхода: 1966 Жанр: драма, мелодрама, отечественный Режиссер: Геннадий Шпаликов В ролях: Кирилл Лавров, Инна Гулая, Павел Луспекаев, Марина Полбенцева, Виктор Перевалов, Георгий Штиль, Алексей Грибов, Алла Тарасова
О фильме: Геолог Виктор, оказавшийся по пути домой в некоем провинциальном
городке, встречает там девушку Лену. Между ними происходит… любовь с
первого взгляда. Виктор обещает увезти Лену к себе домой, где их ждет
долгая счастливая жизнь… Но не так все просто… Первый и единственный фильм, снятый Геннадием Шпаликовым (" Я шагаю по Москве") по своему сценарию. Премьера фильма состоялась 2 ноября 1990 года на Международном кинофестивале в Амстердаме (Нидерланды).
Экзистенциальная драма Воспоминание
об этом фильме является будто из предутреннего сна или подзабытого
детства. Кажется, видел его в малолетнем возрасте, в отрочестве читал
сценарий, присочинил себе изображение на экране — и когда уже в юности
стал следить за первыми кадрами (пригородное шоссе, автобус, молодёжная
компания, которая откуда-то возвращается или, напротив, куда-то едет,
начало осени, дождь, капли на стекле), то не мог отделаться от
своеобразного «дежа вю». Точно это знаю, чувствую, более того, пережил
как собственную судьбу, всё до боли близко — словно фотографии из
семейного альбома. Это ощущение, на самом деле, очень редко — такие же
впечатления были, например, и от картины, название которой начинается с
похожего слова — «Долгие проводы» Киры Муратовой. Кстати, данные
ленты действительно родственны друг другу по духу, хотя между ними пять
лет разницы. Фильм Шпаликова, дебютировавшего почти в возрасте 29-ти лет
в режиссуре, вроде бы тесно связан с «шестидесятническими» надеждами и
иллюзиями: от «Заставы Ильича» / «Мне двадцать лет» до «Я шагаю по
Москве» (обе картины — по его же сценариям). А работа Муратовой —
эпитафия эпохе, уже канувшей в небытие после вторжения советских танков в
Чехословакию в 1968 году. Тем не менее, в двух произведениях этих
художников, которые наиболее тонко чувствовали подспудные, ещё
неоформленные общественные и человеческие настроения, неуловимым образом
схвачены и переданы как раз подобные «обмолвки времени» в серии будто
бы необязательных, бессюжетных, но составляющих подлинное величие
кинематографа мгновенных зарисовок с натуры. И они оказались наиболее
точными и в какой-то степени беспощадными свидетельствами о переменах в
социальном и нравственном климате страны. Между прочим, самое
декларативное и поэтому не очень удачное в фильме «Долгая счастливая
жизнь» (что как раз не позволяет оценить его в качестве безусловного
шедевра) — это обильно процитированные сцены из мхатовского спектакля
«Вишнёвый сад». Проще всего обратить внимание на перекличку чеховской
драмы о крушении последних призрачных грёз с той глухо, но в то же время
непостижимо внятно поведанной современной историей несостоявшейся любви
между мужчиной и женщиной, которые встретились случайно в
провинциальном городе и попали на гастрольный столичный спектакль. Однако
неожиданнее иное, интуитивное пророчество Геннадия Шпаликова,
основанное на том тревожном предощущении, которое было заложено в пьесе
Чехова, написанной незадолго до русско-японской войны и революции 1905
года и по-своему предрекавшей слом общественного сознания и миропорядка в
стране. «Долгая счастливая жизнь» с таким нежно-чеховским названием
тоже оказалась у «бездны на краю», знаменуя закат периода оттепели и
предвосхищая наступление августовской «красной жары». Но ещё
мучительнее, пронзительнее до слёз медленное, плавное, почти бесконечно
длящееся финальное «сошествие в ад» — будто лодка Харона перевозит нас
через Лету, к последнему пристанищу неупокоенных даже после смерти душ.
Согласно тестам, применяемым психологами при изучении комплекса
самоубийц, этот долгий проезд на барже, как ни печально, действительно
предсказывал склонность автора ленты к преждевременному насильственному
уходу из жизни. Также рассказывают, что выдающийся итальянский режиссёр
Микеланджело Антониони, увидев заключительную сцену картины Геннадия
Шпаликова на фестивале авторского кино в Бергамо (где она получила
главную премию), был потрясён подобным просто и лаконично выраженным
мотивом его же фирменной «некоммуникабельности чувств» и уверял, что так
бы сам не смог снять. Сергей Кудрявцев 9.5/10 1997
Выпущено: СССР "Ленфильм" Продолжительность: 1:11:25