Информация о фильме
Название: Еврейское счастье
Год выхода: 1925
Жанр: комедия
Режиссер: АЛЕКСАНДР ГРАНОВСКИЙ
В ролях: СОЛОМОН МИХОЭЛС, С. Эпштейн, Т. Адельхейм, М. Голдблат, И.Рогалер и др.
О фильме: Представьте себе фильм, авторами которого явились
сплошь "звёзды" литературы, кино и театра. Но, поскольку все эти
"звёзды" были евреями, то и судьба их оказалась - многострадальной.
Ироничный мудрец Шолом-Алейхем, по мотивам которого сочиняли сценарий, и
Алексей Грановский (Азарх), знаменитый создатель ГОСЕТа и режиссёр
этого фильма - эмигрировали от российского антисемитизма. Один - из
Егупца (Киева) от антисемитизма царского, второй - из Москвы, от
антисемитизма (и идиотизма…) советского… И.Бабель, автор конгениальных
Шолом-Алейхему титров-надписей, и С.Михоэлс - исполнитель главной роли
Менахема Менделя - зверски убиты в сталинском терроре. И только всемирно
известный художник Натан Альтман - "уйдя в тень", сумел дожить до
старости…
"Еврейское счастье" А.Грановского-С.Михоэлса - фильм немой, он снят в
1925 году. Но уже тогда было замечено - надписи в фильме, сочинённые
Бабелем, "это не надписи, а - разговоры, это ново, это даёт ленте
настоящую прелесть человеческого голоса…" (Виктор Шкловский)
Режиссёр Грановский, идя за Шолом-Алейхемом, снимает кино о черте
оседлости, но говорит не об ужасах бесправия и нищеты, хотя, вроде бы,
демонстрирует жизнь вполне "документально", а об оптимизме и
"непотопляемости" еврейства…
Центром фильма о "человеке воздуха" Менахеме Менделе ( который, чтобы
выжить, становится то агентом страховой фирмы, причём, все, кого он
пытается застраховать, оказываются сами подобными "страховыми агентами",
то продавцом женских корсетов, которые тут-же лопаются на пышных
телесах окрестных дамочек, то, наконец, шадхеном - сватом) - становится
его сон о "Мировом Тресте Шадхенов Менахем Мендл и Ко."
Этот гомерически смешной и трагически узнаваемый по сюжету эпизод
(впрочем, как и "откуп" в полицейском участке, до неприличия
"актуальный"…) демонстрирует как сильную режиссёрскую руку Грановского,
так и высокое мастерство Михоэлса. Но на этом не заканчиваются
достоинства этого кинораритета. Оператор Эд. Тиссэ, тот самый, который
только что снял с С. Эйзенштейном "Броненосец
Потемкин", вновь любовно и изобретательно снимает Одессу для "Еврейского
счастья", и вновь, совершенно по иному, демонстрирует пушку с фрегата
"Тигр", Биржу (Филармонию) и лестницу на Приморском бульваре, у которой
ожидают (во сне…) "мистера Менахема" ливрейные лакеи, вскоре ловко
вспрыгивающие на запятки его, почти царской, кареты… И именно в этом
эпизоде произносит "барон
Гирш",- подозрительно смахивающий на издевательское изображение "дядюшки
Сэма" (козлиная бородка и цилиндр - с советских агитплакатов) - свою
сакраментальную фразу: "Спасайте Америку, мистер Менахем! Американские
женихи просто лезут на стенку без невест из Бердичева."
Да что там: титры, сочинённые Бабелем, просто разошлись на поговорки.
Другое дело, что мы не всегда знали и знаем, откуда они. Помните
знаменитый диалог: "Чем занимается еврей?" - это спрашивает в фильме
Менахем-Михоэлс. "Чем может заниматься еврей? - вопросом на вопрос
отвечает его собеседник.-
Вертится!.."
Многие десятилетия считалось, что киносъёмки С.Михоэлса практически не
сохранились, и это никого не удивляло, памятуя его судьбу… Несколько
минут "Колыбельной" с негритёнком на руках из "Цирка" Г.Александрова
(кадры эти - в зависимости от политической конъюнктуры - то вырезались
из
кинофильма, то вновь возвращались в него). Страшный крик короля Лира у
тела убитой дочери Корделии и фрагмент общего танца из послевоенного
"Фрейлехса" - всё, что осталось от театральных работ великого артиста в
его родном ГОСЕТе. И тут - "вдруг" - выясняется, что сохранился ЦЕЛЫЙ
ФИЛЬМ, В КОТОРМ МИХОЭЛС В ГЛАВНОЙ РОЛИ!..
Естественно, показ "Еврейского счастья" - был, в своём роде. событием
символическим, ибо проверку на подлинность проходил сам миф о Соломоне
Михоэлсе… Скажем сразу: миф оказался истиной! Лишённый по причине немого
кино речи, Михоэлс продемонстрировал нам такую актёрскую
выразительность, такое психологическое и пластическое мастерство, что
казалось, с течением фильма мы начинали слышать и его речь… Взгляд
Михоэлса, да и всю его работу в роли Менахема Менделя можно с
уверенностью сопоставлять с экранным образом бессмертного Чарли,
созданного Чаплиным…
Выпущено: СССР
Продолжительность: 1:39:14
Перевод: twister, при участии bekasa
Литературная обработка: bekas
Корректура: dora