Информация о фильме
Название: Кострома
Год выхода: 2002
Жанр: драма, сюр
Режиссер: Валерий Суриков
В ролях: Светлана Галкина, Анна Овсянникова, Олег Шаламов, Олег Шапко, Александр Ильичев, Светлана Кожевникова, Михаил Рапопорт
О фильме:
Отрезала девка себе косу да пошла, куда глаза глядят — жениха искать. К
ней присоединяется странный старичок, одетый в прозрачный дождевик. На
плече деда коса о трех лезвиях. Настойчиво он тянет девицу «в церкву» —
кого-то крестить, и крестным должен 5ьиь «первый встречный». «Нельзя мне
церкву, — возражает девица. — Там батюшка молоденький, смешной. Я над
ним смеяться буду…». Так идет она за стариком мимо цветущего луга, вдоль
быстрой, холодной реки… Плетет по дороге венок, украшая его
выловленными из воды цветными страусиными перьями. Прозаически присела
девка пописать, и расцвел перед ней цветок папоротника. Много событий
произойдет по дороге — одно непонятней другого, а потом будет свадьба и
девицы в расшитых сарафанах с песнями понесут на плечах перевитые
лентами гирлянды из сена, поплывут по реке красные струги, и на переднем
— девка с женихом...
Продюсер Сергей Сельянов, представляя в дебют В.Сурикова "Кострома",
честно сказал, что не знает, почему взялся за производство этой картины,
что в результате получилось и кому это надо. Мол, сняли непонятное, а
дальше уж вам судить.
И действительно, "Кострома" - зрелище странное. Этакий живописный
кинопримитив, где современная деревня представлена как заповедное
Лукоморье с лешими, русалками, чудесами и крепким духом русского
полуязыческого фольклора, который, казалось бы, навсегда погребен в
пыльных томах добросовестных филологов-фольклористов второй половины
позапрошлого века.
Действие "Костромы" разворачивается в некоем фантастическом зазоре, на
границе миров: между девичеством и замужеством, между жизнью и смертью,
природным и человеческим, сказочным и реальным. Это то пространство
перехода, инициации, где перестают действовать законы обыденности, где
может произойти все что угодно и единственная защита от тайных сил -
вековечные, от бабок унаследованные ритуалы, заговоры и обряды. Сюжета
как такового, собственно, нет. Суть происходящего описывается одной
фразой, затерявшейся в потоке невнятных, полуабсурдных речей, сыплющихся
из уст персонажей: "Девка перед свадьбой попадает в лапы к нечистой
силе. Выживет ли, нет ли - никто не знает".
Что это? Зачем это? Кому нужны деревенские бабки, волхвы и весь этот
невнятный фольклорный лепет странноватых персонажей, что мечутся как
оглашенные, пытаясь правдами и неправдами заговорить, заворожить,
переиграть колдовство природы? Забота у них одна - хитростью, "задом
наперед" пройти сквозь опасности неведомого, невидимого, но реально
существующего мира, силы которого явлены им и в эротическом волнении
крови, и в угрожающе прекрасных очертаниях обступающего ландшафта. Эта
языческая природная мистика в деревенском мирке, где индивидуальный
разум, воля и чувства пребывают в зачаточном состоянии, оказывается
неизмеримо сильнее и христианских заповедей, и, уж конечно, трезво
рационального отношения к жизни.
Ника, 2003 год
Номинации:
Лучшая работа художника-постановщика
Приз "Максимальное кинособытие" фестиваля авторского кино "СИНЕМАНИЯ. НОВОЕ КИНО РОССИИ " 2002г
Страна: Россия
Студия: Кинокомпания CTB
Продолжительность: 01:20:45
Перевод: Русский оригинал